Практика получения заемных средств для обучения в высших учебных заведениях широко распространена в западных странах. До недавнего времени в России кредитование студентов не требовало погружения в долговую кабалу: достаточно было иметь хороший уровень образования, успешно пройти этап вступительных экзаменов. Сокращение бюджетных мест, повышение количества претендентов для обучения в престижных университетах, институтах вынудило потенциальных абитуриентов обратиться к возможности поступления с помощью получения кредита на образование.
Образовательные займы не пользуются особым спросом, но их количество стабильно растет. Будущих специалистов не пугает перспектива начать построение своей карьеры с долга банку. Их привлекают преимущества:
Нельзя сказать, какая из образовательных систем, отечественная или западная, хуже или лучше. Важно понимать, что ее формирование имеет общие принципы, учитывает такие факторы, как количество вузов, процент абитуриентов, число бюджетных мест, престиж полученного образования.
У нас сравнительно легко стать студентом-бюджетником, а платные факультеты выставляют приемлемые цены, значительно ниже, чем в Европе или США. Это несколько обесценивает высшее образование, снижает целесообразность оформления займа.
У нас образовательный кредит впервые заявил о себе в 2009 году. Господдержка займов на обучение, закрепленная постановлением правительства, выгодные условия подвигли лишь два банка к участию в этой программе. Справедливости ради заметим, что у потенциальных студентов эти займы вызвали лишь легкий интерес, а количество заемщиков по этой линии исчислялось несколькими сотнями. В 2016-м деньги получили уже более 5 тыс. учащихся вузов, затем на год кредитование свернули. Возвратили его в 2018-м, предварительно адаптировав к действующим нормативным актам.
Нынешние условия дают абитуриентам шансы получить заемные средства от двух финучреждений – Сбербанка и Почта Банка. Выглядят они следующим образом.
Заемщик может запросить не только деньги для учебы, но и сумму для компенсации средств, затраченных для съема жилья, в объеме семи прожиточных минимумов, умноженных на число месяцев льготного периода.
Безусловно, кредит на образование за рубежом – это многократно проверенная, отработанная схема, но и там продолжают дорабатывать условия программы, призванные сделать это направление более востребованным, полезным для будущих специалистов.
Сегодня сложно сделать анализ данного вида займов, поскольку банковская система находится в самом начале активного кредитования студентов. Но, даже те немногие бывшие студенты, прошедшие эту процедуру с 2009 года, позитивно отзываются о полученном кредите на образование. Отмечаются такие важные моменты, как низкая ставка, длительный срок учебных кредитов, а также расширение возможностей выбора направления обучения.
«Подводных камней», к которым приводит кредит на обучение, тоже достаточно. Современные работодатели предпочитают реальные навыки и способности сотрудника выполнять работу вне зависимости от того, подтверждены ли его знания дипломом об окончании вуза. Общая тенденция закредитованности населения отнюдь не способствует развитию этого банковского инструмента.
Не радует и то, что с повышением спроса растет и стоимость услуг вузов. Ну и, конечно же, банки, выдавая деньги на обучение в вузе, подвергаются высокой степени риска невозврата средств. В сложившейся ситуации оформлять заем на обучение целесообразно лишь в том случае, если специалисты выбранной профессии востребованы рынком труда, пользуются стабильным спросом, а вуз является престижным, и его выпускники желанны для работодателей.